INVL Logo

Путь к демократии и европейским ценностям по примеру Литвы

11 марта Литва празднует свою независимость. Именно в эту дату, в 1990-ом году Литва объявила о своей независимости и вышла из СССР. Через 14 лет развития и реформ, в 2004-ом году Литва вступила в Европейский Союз. Мы поговорили с Витаутасом Плункснисом, Head of Private Equity, Member of the INVL Asset Management и председателем совета maib о том, как проходил долгий путь страны к вступлению в ЕС, как это повлияло на качество жизни людей и как это помогло инвестиционному рынку Литвы.

Invalda INVL — ведущая балтийская группа по управлению инвестициями и страхованию жизни. Группа растет и развивается с открытым подходом, обеспечивая экономическое процветание для людей своей работой. Компании группы работают в Литве, Латвии и Эстонии и обслуживают более 300 000 частных и институциональных клиентов из Балтийского региона и из-за рубежа. Эти клиенты доверили группе Invalda INVL управление активами на сумму более 1,75 млрд евро в различных классах активов, включая пенсионные фонды, взаимные фонды и обязательства по страхованию жизни, а также индивидуальные портфели, частный капитал и другие альтернативные виды инвестиционной деятельности. INVL Asset Management является частью INVL Group.

Путь к демократии и европейским ценностям по примеру Литвы„11 марта, 1990-го года, мы, литовцы, решили постоять за себя, избавиться от советского режима, восстановить свою государственность и независимость. Благодаря этому решению мы сегодня свободны и процветаем. У нас есть страна, которой мы можем гордиться. Мы благодарны Молдове за то, что она первой признала нашу независимость 31 мая, 1990-го года, в то время как советские власти пытались подавить нас грубой военной силой. Сегодня мы поддерживаем Молдову на пути в ЕС, в укреплении ее общества, экономики и государственных институтов. Вместе мы являемся частью одной и той же широкой международной коалиции, которая поддерживает Украину в ее защите от российской агрессии. А новости с фронта каждый день напоминают нам, что борьба за свободу никогда не заканчивается.”                   

Его Превосходительство, г-н Тадас Валионис, Чрезвычайный и Полномочный Посол Литовской Республики в Республике Молдова.

Мы все слышали про Балтийский путь, мирные акции протеста, которые проходили в Прибалтике в 1989-ом году. Можно сказать, что это было началом борьбы за независимость, или все-таки это борьба началась раньше?

Я думаю, что борьба началась сразу после советской оккупации, после Второй Мировой Войны. Многие литовцы не смирились с оккупацией сразу. И в течение долгого периода оккупации наша жажда к свободе только росла. Балтийский Путь представляет из себя уже кульминацию этих протестов, которая привела к тому, что 11 марта, 1990-го года, Литва объявила свою независимость.

Какие самые важные шаги к демократии сделала Литва после распада СССР?

Наверное, первый такой шаг был завязать отношения с Европой. К нам в Литву впервые приехала делегация из Европарламента, в сентябре 1990-го года. После этого, в 1991-ом, произошли трагические январские события, когда сторонники независимости столкнулись с военнослужащими СССР. После этих событий нашу страну начали признавать как независимое государство. В августе 1991-го нашу независимость признал Европейский Союз, и тогда уже мы как страна были признаны мировым сообществом. А в 1993-ем году Европейский Совет решил, что те государства из Восточной Европы которые подпишут договор о Европейской Ассоциации, смогут стать членами ЕС. Мы этот договор подписали в 1995-ом году. После подписания можно было уже подать заявку на вступление в ЕС, и мы это сделали в конце 1995-го года. Но полноценными членами ЕС мы стали только в 2004-ом году, потому что очень много работы надо было проделать и в начале этот путь был довольно сложный. Например, Европейская Комиссия в 1997-ом году представила свой отчет о том, как прогрессирует каждая страна, которая подала заявку на вступление в ЕС. К нашему сожалению, они рекомендовали начать переговоры с 5 странами, среди которых были наши соседи  Эстония и Польша, но Литвы не было. Потому что у нас еще не были решены все вопросы. Надо было гармонизировать все законы с законодательством ЕС. И у нас оставалось три главных неразрешенных вопроса: отказ от смертной казни, закрытие атомной станции в Игналине и разрешение покупать литовскую землю для жителей ЕС, чего у нас еще не было. Было очень много вопросов, и каждый вопрос занимал время. И если сравнивать с Молдовой, у вас от подачи заявки до получения статуса кандидата прошло очень мало времени, можно сказать, что это было сделано за рекордный срок. У нас этот процесс длился больше, потому что договор о Европейской Ассоциации вошел в силу в 1998-ом году, и все процессы заняли очень много времени. Есть надежда, что в Молдове эти процессы пройдут быстрее, но, это — очень большая работа, так что не надо останавливаться, надо работать очень целенаправленно. Надо подтянуть к Европе очень много сфер, и здесь нет такого, что ты решишь три проблемы и сразу станешь членом ЕС.

Одна из наших главных проблем после развала СССР была коррупция, в результате чего все бывшие советские фабрики и предприятия были распроданы или разворованы. Как в Литве победили коррупцию? 

Проблема коррупции была и у нас, и очень большие предприятия были разворованы. Торговля с ЕС это с одной стороны хорошо — ты можешь экспортировать все, но с другой стороны в нашу страну приходили товары из ЕС, и многие предприятия не были конкурентоспособны. Плюс к этому всегда есть доля национализма, особенно в том, что касается пищевой промышленности. Люди хотят покупать свое мясо, свою молочную продукцию, и такая тенденция, наверное, существует во всех странах — свой продукт ближе к сердцу. Но с другими товарами, ситуация сложилась совсем наоборот. Когда открылась рыночная экономика, люди требовали иностранные товары, потому что они качественнее, лучше. С коррупцией у нас было много проблем, но они понемногу решались. Часть наших граждан думали, что они умнее других, и когда в стране происходили все эти изменения, они пытались разрешить все свои вопросы нелегальными способами, старались быстро разбогатеть. К счастью, мы с этими проблемами справились, потому что ЕС — это еще и приток цивилизации, это модели и советы насчет того, как бороться с коррупцией. Нам очень повезло что наши соседи из Скандинавии очень быстро начали считать Балтийские Страны как бы своим домашним рынком, и тогда они перенесли вот эти стандарты к нам: как надо вести бизнес, как работать и т.д.

В России снова назревают имперские амбиции и желание воссоздать СССР. Что могут сделать такие страны как Молдова чтобы обезопасить себя? 

Страна это — люди. Именно люди, граждане страны выбирают как они хотят жить. На данный момент всем ясно, или я хотя бы надеюсь, что всем ясно, что со страной агрессором не по пути и что у этой страны нет никаких перспектив. И я думаю, что такой стране как Молдова надо стремится только к демократии, а не к диктатуре. И если люди сделают этот выбор, то все должно быть хорошо. Я понимаю, что есть временные сложности, связанные с ростом цен на энергию, но в Литве тоже была блокада, мы тоже трудно жили какой-то период, но все это временно. Так что надо набраться терпения и следовать правильному пути.

Как развивался инвестиционный рынок в Латвии в этот период, и что изменилось после вступления в ЕС? 

Инвесторы всегда думают наперед, и когда стало ясно что Литва становится на правильные рельсы, умные инвесторы уже начали действовать. В тот период произошел один из самых больших ростов. Еще нам очень многое дало введение евро. Мы стали членами ЕС в 2004-ом, а евро ввели с 1 января 2015-го. Евро как валюта тоже дает стабильность, тем кто инвестирует сразу ясно что здесь уже стабильная обстановка. Invalda всегда занималась местными инвестициями, и только когда сделки были слишком крупными, мы привлекали иностранных инвесторов. После вступления в ЕС мы менялись вместе со всей страной и приспосабливались к новым реалиям. Потому что в мире инвестиций все время что-то меняется, и то, что работало в 1990-х, сегодня уже просто не работает. Плюс к этому, из-за информационных технологий мир стал очень глобальным. Сейчас уже, если ты, например, работаешь в сфере IT, то твоя физическая локация не так важна.

Как можно охарактеризовать инвестиционный рынок Литвы в этом году? Есть новые тренды, новые направления?

Если смотреть на наши сильные стороны, то в Литве есть такие традиционные области как перерабатывание молока, изготовление мебели. Из новых направлений это то, что Литва стала страной финтех (финансовые технологии). Например Revolut, один из самых успешных нео-банков, имеет в Литве банковскую лицензию, и так как они работают с многими клиентами, то они технически третий по величине банк в Литве. Конечно, литовцы — это только маленькая часть клиентов, которых они обслуживают. Но мы, как маленькая, но открытая экономика, привлекаем разных инвесторов. Во многих отраслях, например в банковской сфере, доминируют скандинавские инвестиции. Наверное, в каждой отрасли есть стратегические инвесторы из Скандинавии, из-за того, что они понимают бизнесы, они занимают лидирующие позиции. Но, с другой стороны, литовцы тоже активно инвестируют в других странах, и если у тебя есть успешный бизнес в Литве, то все бизнесмены начинают работать во всех странах Прибалтики. Да, это разные страны, немного разные культуры, но все равно можно считать, что во многих аспектах мы очень похожи. Если работают бизнес-модели в одной стране, то они будут работать и в другой.

Как развивалась компания Invalda после вступления Литвы в ЕС? 

Если в 1990-х мы инвестировали только в Литве и немного в Латвии, то после вступления в ЕС наша инвестиционная география начала расширяться. На данный момент, мы управляем где-то 1,8 миллиардами евро в разных сегментах. С одной стороны конкуренция за интересные проекты выше, с другой стороны уже без сложностей можно развивать свой бизнес и привлекать больше финансирования.

А в Молдове, помимо инвестиций maib у вас есть еще планы?

Наша инвестиция в банковский сектор Молдовы успешна, и мы рассматриваем возможности делать другие инвестиции, но это не вопрос одного месяца или даже года. Но я все равно уверен, что мы в Молдову пришли не на короткое время.

Источник: http://bit.ly/3lpGb90